Как не получить штраф, если в организацию трудоустраивается бывший госслужащий

При устройстве в организацию любой формы собственности бывшего государственного служащего у работодателя возникает обязанность уведомить в десятидневный срок бывшего нанимателя нового работника, а в некоторых экс-государственных служащих можно принять на работу только при условии, что на это дала согласие специальная антикоррупционная комиссия. Всегда ли так? Есть ли прецеденты, допускающие такое трудоустройство без комиссий и риска штрафов? Рассказывает юрист Евгения Примечаева.

Надо отметить, что такое ограничение также действует в течение двух лет с момента увольнения служащего с государственной службы, о чем говорит часть 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Причем эта обязанность возникает, даже если экс-государственный служащий, во время прохождения государственной службы, по характеру своих полномочий не мог влиять на деятельность нового работодателя и возглавляемого этим работодателем юридического лица.

За несоблюдение этого требования работодатель может быть привлечен к административной ответственности и штрафу: до 4 тысяч рублей для физических лиц и до 50 тысяч рублей – для должностных лиц и до 500 тыс. руб. – для юридических лиц.

Обязанность работодателя сообщать о найме бывшего госслужащего по прежнему месту его работы возникает вне зависимости от размера зарплаты нанятого работника или если ежемесячные выплаты по гражданско-правовому договору превышают 100 тысяч рублей.

То есть, если бывший гражданский служащий устроен по трудового договору и внесена запись в трудовую книжку, то вышеуказанная обязанность возникает вне зависимости от уровня заработной платы бывшего государственного служащего. А вот если возникли гражданско-правовые отношения (подряд, оказание услуг), то сумма ежемесячного вознаграждения должна превышать 100 тысяч рублей, если же сумма вознаграждения экс-государственного служащего составляет 99 тысяч рублей и информация о трудоустройстве не направлена, то состав административного правонарушения не образуется. Таким же образом, работодатель не обязан сообщать и о переводе экс-госслужащего на другую должность в пределах одной организации, например, с должности сотрудника отдела на должность начальника отдела. 

Кроме того, начинает складываться практика, что должностные лица государственных и муниципальных органов, а также казенных учреждений не обязаны сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим. Это должны делать только коммерческие организации.

Верховный Суд Российской Федерации отменил постановление мирового судьи о привлечении к ответственности администрации городского округа за отсутствие уведомления о заключении трудового договора с бывшим сотрудником силового ведомства. Судья Верховного Суда посчитал, что специальные правила трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих касаются только коммерческих и некоммерческих организаций, так как налагаемые антикоррупционным законодательством ограничения установлены в целях устранения баланса публичных и частных интересов. С данной позицией согласился Президиум Верховного Суда, Президиум счел возможным применение подобного подхода в отношении трудоустройства бывших государственных служащих. 

Суд также выразил свою позицию и в том, что к административной ответственности можно привлечь только нанимателя, а суды не вправе привлекать к ответственности работника организации. Например, сотрудник отдела кадров не может быть привлечен к административной ответственности за то, что не сообщил о трудоустройстве бывшего государственного служащего.

Однако, если при устройстве на работу бывший госслужащий не информировал нанимателя о том, что он ранее замещал должность государственной службы, то работодателя нельзя привлечь к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства. При этом ни трудовое законодательство, ни законодательство о противодействии коррупции не предусматривают обязанности работодателя самостоятельно запрашивать сведения о должности бывшего служащего, подчеркивают судьи Верховного Суда Российской Федерации.

 

Материал подготовила юрист Евгения Примечаева