Как не нарушить закон «о рекламе»

Из-за вступления в силу поправок к Закону «О рекламе» государственные и частные клиники оказались в смятении. Будет ли считаться рекламой размещенный в открытом доступе перечень услуг, оказываемых в системе ОМС, что делать с плакатами с рекламой лекарственных средств, зачастую висящими вмедицинских учреждениях, и как информировать людей об услугах, которые предоставляет клиника? В этих и других вопросах врачам Санкт-Петербурга помогла разобраться юрист Евгения Примечаева.

В связи со вступлением в силу изменений в Федеральный закон «О рекламе» изменились и правила рекламы медицинских услуг и лекарственных средств. Допущенное ранее свободное размещение баннеров, рекламных щитов, объявлений в СМИ теперь под прямым запретом и даже влечет за собой наложение административного наказания в виде крупного денежного штрафа, а именно – до полумиллиона рублей. Своим письмом Федеральная антимонопольная служба внесла ясность в регулирование вопроса.

Однако вопросом может быть и само понятие слова «реклама». Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Что запрещено?

С 1 января 2014 года в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные средства, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе, как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Говоря сухим языком закона, реклама лекарственных препаратов или медицинских услуг, то есть предоставление информации неограниченному и неопределенному кругу лиц, допускается только для врачей и фармацевтов на проводимых ими конференциях, симпозиумах или в специализированных изданиях, рассчитанных на указанный круг лиц.

Что разрешено?

При этом Высший арбитражный суд (ВАС) рекомендует разделять понятия «медицинская услуга» и «медицинская деятельность», реклама которой допускается. То есть информирование об осуществлении медицинской деятельности конкретной организацией, независимо от формы ее собственности, рекламой не является и штрафом не карается. Согласно позиции ВАС, понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга», и включает в себя указанное понятие («медицинская услуга»). Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1664н. И, как раз, формирование интереса у потребителя к услугам, перечисленным в Номенклатуре, попадает под прямой запрет закона.

Определение медицинской деятельности дано в статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность. Медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, с учетом мнения Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинской организации, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не попадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае, если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию).

Информация или реклама – в чем разница?

При соблюдении вышеперечисленных правил следует разграничивать понятия «реклама» и «информация». Если реклама, согласно требованиям Федерального закона «О рекламе», предполагает формирование интереса для последующего продвижения на рынке товара или услуги, то информация – это сведения, общие данные, в некоторых случаях обязательные для предоставления и регламентируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Оба закона имеют прямое действие на территории Российской Федерации и различаются предметами регулирования.

При этом, в статье 2 Федерального закона «О рекламе» прямо указано, что его действие не распространяется на предоставление информации, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом; иные справочно-информационные и аналитические материалы (в том числе обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке; любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

Учитывая специфику нашего издания, в качестве примера можно привести вопрос, возникающий у некоторых медицинских организаций. Он касается информирования населения об объеме предоставляемых ими услуг. Следует учитывать требования перечисленных нормативных актов: разрешено предоставлять информацию о своей деятельности без оценочных суждений о ней и без указаний на то, что предоставляемые медицинской организацией медицинские услуги являются эксклюзивными, не имеют аналогов и не требуют последующих обследований и консультаций, а также гарантируют положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Так как включение в перечень медицинских организаций, оказывающих те или иные медицинские услуги (лицензия), или разрешение работать в системе обязательного медицинского страхования происходит на основании нормативного акта, то недопустимо сокрытие такой информации от населения.

Простое, безоценочное и безэмоциональное перечисление оказываемых услуг, информирование потенциальных пациентов о возможности использовать при оплате медицинской услуги полис обязательного или добровольного медицинского страхования, является необходимым. Данное ограничение никоим образом не касается специализированных изданий, где возможны дискуссии, споры и оценки узких специалистов для выработки ими своего мнения о новых лекарствах и методах лечения.

Подводя итоги…

Итак, можно сказать, что в настоящее время доведение информации, привлекающей внимание, ставящей целью формирование или поддержание интереса и продвижение на рынке лекарственного препарата или медицинской услуги возможно только в специализированных средствах массовой информации или на специализированных мероприятиях.

Особое внимание следует уделить тому, что если реклама лекарственных средств или медицинских услуг все-таки возможна в лечебных учреждениях взрослой сети при проведениях конференций, симпозиумов, то в учреждениях детской сети она оказывается практически под запретом, так как реклама лекарственных средств и медицинских услуг не должна обращаться к несовершеннолетним.