Эмоциональное выгорание: как и почему выгорают врачи скорой помощи?

Когда говорят об эмоциональном выгорании врачей скорой помощи, информация о том, как «горит» сотрудник – отсутствует. В 2015 году психологическая служба Городской станции скорой медицинской помощи (ГСМП) провела среди сотрудников скорой помощи Санкт-Петербурга опрос, посвященный этой проблеме. Его результатами с врачами Санкт-Петербурга поделилась психолог ГСМП, доцент СПбГУ Марина Петраш.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное хроническим стрессом, чаще всего на работе. Выгоранию подвержены представители всех профессий, но в группе риска оказываются те, чья деятельность связана с постоянным общением, в частности сотрудники здравоохранения. Особую группу среди них представляют сотрудники скорой помощи, поскольку их работа связана с постоянным эмоциональным напряжением и ситуациями, требующими незамедлительных действий. Кроме того, положение усугубляется сложной социально-экономической обстановкой, попыткой реструктуризации службы скорой медицинской помощи и связанными с ней нововведениями.

Одним из первых синдром эмоционального выгорания описал Чехов

Для более полного понимания особенностей проявления синдрома необходимо представить немного информации о самом феномене. Несмотря на то, что интерес к проблеме выгорания (burnout) приходится на 70-е годы, а само понятие этого феномена связывают с именем американского психиатра Х. Фрейденбергера, синдром был описан в отечественной литературе А. П. Чеховым: «Люди, имеющие служебное, деловое отношение к чужому страданию, например, судьи, полицейские, врачи, с течением времени, в силу привычки, закаляются до такой степени, что хотели бы, да не могут относиться к своим клиентам иначе, как формально…» [Чехов А. П. Палата № 6 // Избранное: Рассказы. Повести. Пьесы. Воспоминания писателей о Чехове. – М.: Из-во Эксмо, 2003. –640 с. С. 229]. В 1976 году американские ученые К. Маслач и Дж. Джексон активно исследуют проблему «выгорания» и определяют его как стресс межличностного взаимодействия.

Синдром выгорания оценивается по трем параметрам:

  1. эмоциональное истощение, которое проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов;
  2. деперсонализация, которая связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям;
  3. редукция личных достижений – негативное восприятие себя как профессионала.

Каждый из этих параметров выражается в большей или меньшей степени, т. е. имеет низкие, средние и высокие значения. При высоких значениях СЭВ становится заметен окружающим.

Как «горят» сотрудники скорой помощи?

Из перечисленных выше компонентов, у сотрудников петербургской скорой помощи больше всего преобладает редукция личных достижений, чуть меньше выражена деперсонализация и эмоциональное истощение.

Низкая профессиональная самооценка или редукция личных достижений

Проведенный опрос показал, что в большей степени страдает профессиональная самооценка, так как наибольшая выраженность высоких значений отмечается по параметру «редукция личных достижений». Выявленная тенденция свидетельствует о негативной оценке себя как профессионала, указывает на обесценивание своего профессионального опыта. При сравнении результатов по этому параметру с результатами, полученными при исследовании синдрома выгорания у медицинских работников коммерческих структур, роддомов, а также врачей бюджетных организаций, оказалось, что у сотрудников скорой помощи тенденция к негативному оцениванию своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей выражен наиболее ярко.

Эмоциональное истощение и деперсонализация

Эмоциональное истощение, которое проявляется в переживаниях сниженного эмоционального фона, равнодушии или эмоциональном пресыщении, а также дистанцированная позиция к работе и сотрудникам (деперсонализация) находится в среднем диапазоне значений. При этом эмоциональное истощение чаще проявляется у женщин, а деперсонализация более характерна для мужчин. Следует отметить, что эти параметры (эмоциональное истощение и деперсонализация) ярче проявляются у врачей государственных структур, а наименьшая их выраженность показана у медработников коммерческих учреждений.

Причины выгорания у сотрудников скорой помощи

Нам интересно было выяснить причины выгорания у сотрудников скорой медицинской помощи, в связи с чем мы рассмотрели несколько стрессорных факторов, которые могут оказывать влияние на выраженность СЭВ.

  1. специфика профессиональной деятельности;
  2. взаимоотношения с пациентами (агрессивное и конфликтное поведение со стороны пациентов);
  3. взаимоотношения в профессиональном коллективе (трудности в конкретном профессиональном коллективе);
  4. отношение населения (неуважительное отношение, отказ сотрудникам «скорой» в помощи, нежелание пропускать машину скорой помощи);
  5. условия профессиональной деятельности;
  6. материально-квалификационный фактор (материальная составляющая и квалификационный вопрос).

Эмоциональное истощение в большей степени происходит из-за неуважительного отношения со стороны населения, переживания утомительного общения с людьми, плохого самочувствия, напряженного режима деятельности, наличия асоциального контингента среди больных. Проявлению деперсонализации способствуют трудности в общении с коллегами, неуважительное отношение со стороны населения, а также агрессивное отношение населения. Редукция личных достижений во многом определяется переживанием утомительного общения с людьми, плохим самочувствием, трудностями в общении с непосредственным руководством, а также недостаточным уровнем квалификации.

Наш опрос показал, что большой вклад в формирование синдрома вносят особенности взаимоотношений с населением (больными и их родственниками), которые далеко не всегда выстраиваются на основе справедливости. Чаще они носят неравный характер. Взаимоотношения «врач/фельдшер – пациент» строятся на различных позициях. От медицинского работника, в отличие от пациента, всегда требуется больше. Но при этом медики зачастую не получают не только благодарности, но даже и должного уважения к себе и своему труду.

Чтобы смягчить выгорание, нужна помощь психологов

Результаты проведенного опроса указывают на необходимость проведения следующих мероприятий:

  • обучение сотрудников скорой помощи методам совладания со стрессом, снятия эмоционального напряжения;
  • проведение диагностических мероприятий с профилактической целью;
  • ознакомление населения с особенностями деятельности скорой медицинской помощи.